В современном мире вопрос защиты деловой репутации очень актуален. С развитием цифровизации и анонимности пользователей Интернета нанести ущерб репутации человека или организации стало значительно проще, а значит, статистика обращений за юридической защитой среди граждан растет.
Для осуществления защиты деловой репутации необходимо совершить ряд действий по борьбе с неправдивой информацией. Для этого нужно оценить специфику области, в которой распространены ложные сведения. Это могут быть отзывы, рассылки спама с порочащей информацией и т.д.
От того, каким именно образом был нанесен ущерб репутации, будет зависеть метод защиты в суде. Например, с ресурсами-отзовиками у юристов есть больше свободы при работе с негативными отзывами, а на таких сервисах как Google требуется обязательное обращение к администратору, а затем судебное разрешение для удаления негативного отзыва.
В первую очередь нужно понимать, что именно относится к нарушению деловой репутации. Если речь идет о конкретных утверждениях, то это должны быть не оценочные суждения, а факты, которые соответствуют трем условиям:
- носят порочащий характер;
- широко распространены среди аудитории;
- информация не соответствует действительности.
После анализа этой информации можно говорить об использовании способов воздействия на нарушителей. Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2020 г. № 519-ФЗ каждый гражданин Российской Федерации имеет право на удаление персональных данных из общего доступа. Так что если каким-то образом данные человека попадают в открытый доступ можно обращаться в Роскомнадзор.
Обращение в прокуратуру — еще один способ воздействия на нарушителей, распространяющих заведомо ложную информацию. При подаче заявления в Прокуратуру и предоставлении материалов, носящих порочащий и фейковый характер, запрос анализируется и, в случае доказанного факта нарушения, отправляется в Роскомнадзор, который должен удалить данные. Например, в Прокуратуру можно обратиться, если гражданина РФ обвиняют в преступлении, которое он не совершал.
Но если внесудебные методы не имеют эффекта в отношении восстановления репутации, можно использовать более серьезные способы — обращение в суд.
Для подготовки обращения в суд необходимо тщательно собрать документы, которые могут включать доказательные документы, заключение лингвиста, факт наличия цифрового следа (публикации в соцсетях, отзывы). Все это необходимо для положительного исхода дела в пользу истца. Чаще всего выигрышными являются дела, где нарушение и порочащие факты видны невооруженным глазом без оценки эксперта.
То есть защита деловой репутации в Интернете представляет собой комплексную работу с применением различных инструментов воздействия на нарушителей (переговорные, судебные, внесудебные).
Как действовать компании, чтобы защитить свою деловую репутацию
Если в отношении компании зафиксирован факт, порочащий деловую репутацию, то перед обращением в суд необходимо выполнить четыре важных шага.
- Определить подведомственность спора — кого касаются сведения, порочащие репутацию гражданина. Факт нанесения ущерба репутации может касаться как напрямую коммерческой организации, так и личности директора, сотрудников и т.д.
- Задокументировать факт вреда, нанесенного деловой репутации (это может быть источник в СМИ или в Интернете — интервью, пост в соцсетях, отзыв). В противном случае информацию могут просто удалить.
- Установить личность ответчика — автор, редакция, физическое лицо, распространившее недостоверную информацию.
- Определить требования к компенсации ущерба — если компания понесла экономические потери, то это нужно будет доказать в суде, предоставив бухгалтерский отчет.
Внесудебная защита деловой репутации юридических лиц в сети Интернет
Способы защиты деловой репутации можно разделить на:
- внесудебный
- судебный
Касательно внесудебного способа восстановления деловой репутации, необходимо совершить несколько действий. А именно:
- Требование об удалении ложной информации из источника, на котором опубликованы эти данные (согласно п.5 ст 152 ГК РФ). Вы можете обратиться к администрации сайта с таким требованием, но на деле бывает довольно сложно добиться реального удаления информации. Администратор сайта может отказаться удалять сообщение и на него не может быть возложена ответственность за отказ, если у истца нет судебного решения.
- Требование о прекращении выдачи ссылок на ложную, порочащую информацию (касается поисковых систем типа Яндекс, Гугл и т.д). У операторов поисковых систем есть опция прекратить выдачу ссылок, но для этого нужно приложить как можно больше документации, подтверждающий факт публикации порочащей информации. В стандартной форме обращения количество символов ограничено, так что лучше прикрепить дополнительные файлы. С таким заявлением могут обратиться физические лица (согласно п.1. ст.10.3 Закона о защите информации). Операторы поисковых систем могут запретить выдачу ссылок, если сочтут обращение правомерным и убедительным.
- Обращение в прокуратуру с требованием об ограниченном доступе к информации, считающейся не соответствующей действительности и порочащей чью-либо репутацию. К такой информации относится рассылка сообщений, представляющих угрозу для работы объектов инфраструктуры, транспорта, жизнеобеспечения и связи. То есть если распространение информации может привести к забастовкам, сбоям, беспорядкам в работе указанных выше организаций, то компания может обратиться в Генпрокуратуру с документами, подтверждающими факт ложной информации (согласно ч.1 ст. 15.3 Закона о защите информации).
- Требование о привлечении к уголовной ответственности лиц, распространяющих информацию, порочащую деловую репутацию компании. Обычно этот вопрос решается обращением в правоохранительные органы. Согласно ст. 128.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за клевету. Наказание устанавливается либо в денежном эквиваленте (от 1 до 5 млн рублей), либо в виде общественных работ (от 240 до 480 часов). Заявление должно содержать серьезные доказательства ложной информации, которая расценивается как клевета, в противном случае не получится привлечь к ответственности нарушителей. При подаче заявления можно воспользоваться экспертизой лингвиста, который проведет анализ текста на предмет ущерба репутации.
Что делать, если в интернете опубликовали информацию, порочащую компанию
Вообще стоит разобраться, что именно расценивается как порочащая информация. Как правило, это неправдивые сведения, которые способны нанести вред деловой репутации лица или компании, что повлечет сбои в работе организации, забастовки, снижение дохода и т.д. Ложная информация может содержать указание на то, что компания нарушает деловую этику, совершает неблаговидные поступки, неэтично ведет себя по отношению к клиентам. Перед подачей заявления в суд необходимо определить, кто является ответчиком по делу о клевете.
Например, нельзя признать порочащей информацией личное мнение автора редакции или слова, высказанные без упоминания компании. В этом случае призвать кого-то к ответственности не удастся. Однако если в тексте, содержащем порочащие сведения, есть указание названия организации, то ответчиком будет либо СМИ, разместившее материал, либо автор текста.
Если порочащая информация была размещена физическим лицом на Интернет-сайте, то отвечать за клевету будет только тот, кому принадлежат слова. В некоторых случаях к ответственности можно привлечь владельца ресурса. Но для этого необходимо доказать факт его содействия в процессе хранения и передачи информации. Однако если сайт не относится к СМИ, ответчиком станет лишь автор сообщения. При этом владелец сайта может по требованию удалить порочащие сведения.
Еще один пример. Компания обратилась в суд с требованием привлечь к ответственности владельца сайта, где посетитель оставил негативный отзыв, порочащий работу организации. Сайт не отвечает за действия посетителей, а значит в этом случае нельзя привлечь к ответственности владельца.
Можно обратиться в арбитражный суд с иском о защите деловой репутации, если дело касается экономической деятельности компании. Если нарушения не затрагивают финансовую деятельность, то следует обращаться в суд общей юрисдикции.
Истец вправе требовать у ответчика:
- опровергнуть ложную информацию;
- опубликовать свой ответ в том же издании;
- заменить документ с не соответствующими действительности сведениями;
- удалить недостоверную, порочащую информацию;
- пресечь дальнейшее распространение ложных сведений;
- потребовать возмещения ущерба.
Как деловую репутацию поможет защитить эксперт-лингвист?
Лингвистическая экспертиза нужна для того, чтобы доказать, что нарушитель действительно использовал порочащую информацию, а не просто поделился субъективным мнением. Лучше всего проводить экспертизу до суда.
По результатам экспертизы нужно доказать, что высказывание способно нанести ущерб организации и повлечь за собой экономические последствия для бренда. Обычно это самая сложная задача на суде. Без заключения лингвиста сложно подтвердить, что слова действительно несут оскорбительный характер.
Итак, для того чтобы установить факт лжесвидетельства, необходимо установить следующее:
- назначить лингвистическую экспертизу или привлечь консультанта;
- доказать наличие деловой репутации истца (рейтинг, заключенные сделки, бухгалтерский отчет);
- доказать, что оценочное суждение порочит репутацию компании, снижает доверие к бренду;
- показать примеры неблагоприятного воздействия после распространения в сети порочащих сведений;
- доказательства распространения порочащей информации должны соответствовать ст. 59 и ст. 60 ГПК РФ;
- установить сумму компенсации ущерба.
Без лингвистической экспертизы не получится выяснить характер информации — негативна ли она для компании и бренда, содержит ли она ложные сведения или это лишь оценочное суждение.
А можно все-таки обойтись без помощи лингвистов?
Забегая вперед, следует отметить, что самостоятельно установить и доказать факт порочащих репутацию сведений крайне сложно. Если только утверждение не содержит прямые оскорбления, негативные отзывы о компании и её методах работы.
Разберем пример. Возьмем следующий текст: «Хочу сообщить, что Х. и их компания — нечестные люди, недобросовестные партнеры и просто кидалы».
Если этот текст будет рассматривать эксперт-лингвист, то он сразу обратит внимание на то, что здесь содержится лексика в негативной коннотации. Слова «непорядочный», «недобросовестный», «кидала» передают отрицательный смысл высказывания. В сообщении говорится о фирме Х., которая работает нечестно и совершает неблаговидные поступки.
Сообщение является утверждением, о чем говорят слова «хочу сообщить», а также маркер утверждения — «просто». Полный лингвистический анализ каждого высказывания в Интернете — задача сложная, но необходимая, если дело о защите репутации передается в суд. Поэтому важно провести экспертизу перед судом и уточнить:
- содержит ли текст негативную информацию о компании;
- в какой форме выражена негативная информация (мнение, утверждение, отзыв);
- насколько это утверждение вредит репутации компании;
- носит ли текст оскорбительный характер.
Документы
Вопрос-ответ
В экономической практике используется оценка деловой репутации в «гудвиллах». Это разница между рыночной ценой актива и балансовой стоимости всего капитала. «Гудвилл»— это репутация фирмы, бренда, наработанные деловые связи, торговая марка.
Эти стандарты используются, в основном, для строительных компаний, архитектурных бюро, занимающихся проектированием и инженерными работами, а также для тех, кто изготавливает технику для обеспечения пожарной безопасности. Профильные стандарты помогают определить и сопоставить оценку опыта и деловой репутации компании.
Для того чтобы получить сертификацию по ГОСТ, компании необходимо подать документы в систему добровольной сертификации Росстандарта. Оформление заявки обычно не занимает больше 14 дней.
Также может потребоваться оценка экспертов на предмет присвоения организации сертификата. Комплекс действий может включать:
- выездную проверку экспертов и аудиторов;
- проверку данных об организации на предмет достоверности;
- расчет итоговой оценки деловой репутации предприятия на основе собранных данных экспертизы.
Юридическое лицо может обращаться за помощью в защите деловой репутации как только доказан факт распространения ложной информации о нем и установлено то, что характер сведений имеет негативный характер. Это сможет доказать лингвистическая экспертиза.
От истца в свою очередь потребуется подтверждение деловой репутации и доказательства утраты доверия к бренду, экономические последствия и другие негативные события, которые могло повлечь за собой порочащее заявление.